Супермен как антигерой

В последние годы на киноэкранах определенно растет популярность фантастических героев, известных как супергерои — казалось бы, обычных людей, наделенных особыми способностями, которые позволяют им совершать необычные поступки, на которые обычный человек не был бы способен. Трудно сказать, почему именно на этот вид продукции существует такой высокий спрос.

Супермен как антигерой

Следует отметить, что персонажи такого типа не являются новинкой в поп-культуре. Они существовали в литературе и комиксах еще до Второй мировой войны, ведь Marvel Entertaiment, одна из крупнейших компаний, создающих истории о супергероях, была основана еще в 1933 году. Однако вначале компания была сосредоточена не столько на производстве фильмов, сколько на издании комиксов, что она не прекращает делать и по сей день. С годами истории, опубликованные Marvel, привели к созданию своего рода вымышленной вселенной, в которой жили и действовали созданные ими персонажи. Вскоре после этого, в 1937 году, была основана компания DC Comics, которая стала главным конкурентом Marvel, создавая свои тексты с очень похожей супергеройской тематикой со своей собственной вселенной.

Первые кинематографические фильмы, в которых затрагивалась широко понимаемая тема супергероев, были созданы в рамках вселенной, созданной DC Comics, хотя первой на рынок вышла компания Marvel. Интересно, что такие постановки начали делать в 1950-х годах, то есть всего через несколько лет после Второй мировой войны. Первый фильм был своего рода прелюдией к более длинной серии (сериалу) и касался одного из самых узнаваемых персонажей вселенной DC — Супермена. Однако первый крупный фильм, посвященный Бэтмену, вышел в 1966 году, а последующие фильмы вернулись к Супермену (в 1978 году был снят фильм «Супермен», в 1980 году — «Супермен II», в 1983 году — «Супермен III» и в 1987 году — «Супермен IV»). Сериал был очень популярен, что, вероятно, было связано со специфической историей главного героя — ведь Супермен пришел из другого мира и обладал способностями, которые делали его практически неуничтожимым по сравнению с людьми. Но в то же время он работал как обычный человек в одной из американских редакций и имел отношения с другими людьми, как обычный человек.

Супермен использовал свои способности, чтобы помогать людям — это вообще-то характерный аспект всех супергероев. Всех, кто использует свои способности во зло, называют суперзлодеями, и именно против них обычно сражаются супергерои (помимо борьбы с «обычными» злодеями, конечно). Таким образом, внутри Marvel и DC возникло своеобразное разделение, где с одной стороны были изначально хорошие супергерои, а с другой — ряд явно отрицательных персонажей. Со временем в комиксы стали добавлять неоднозначных персонажей, что было принято даже на большом экране.

Первым фильмом, который в какой-то степени разрушил этот идеальный образ супергероев, стал «Каратель», выпущенный компанией Marvel в 1989 году. Заглавный герой пытался творить добро (бороться со злодеями), однако использовал очень жестокие методы борьбы, что отличало его от других супергероев. Обычно положительные герои Marvel и DC старались нейтрализовать своих противников таким образом, чтобы не причинить им большего вреда (например, Бэтмен имел значительный арсенал, но обычно не владел смертельным оружием). С другой стороны, Каратель изначально руководствовался вполне мирскими мотивами (месть), а позже, хотя он боролся со злом в самом широком смысле этого слова, он использовал относительно бесчеловечные методы.

С этого момента супергерои также стали изображаться в фильмах, часто очень двусмысленно, что часто ставило их на грань — между героем и антигероем. Это коснулось и Супермена, который на некоторое время потерял свою первоначальную популярность, потому что в конце 20-го века Бэтмен стал гораздо популярнее. С 1989 года он является одним из ключевых персонажей фильмов, созданных в рамках вселенной DC. К 2005 году было снято в общей сложности пять фильмов с этим героем, а в 2006 году Супермен также получил свой второй шанс и появился в еще одном кинопроизведении, «Супермен: Возвращение». И снова главный герой был представлен в очень позитивном свете и снова спас человечество от искушений антагонистов. В том же году компания DC переиздала фильм 1983 года «Супермен II».

В последующие годы Супермен снова отошел в тень других персонажей, созданных DC Comics. Только в 2013 году Супермен возвращается на большие экраны, но на этот раз в несколько ином виде. В теории, сюжет очень похож на ранее представленные сказки об этом герое — вот молодой человек, сбежавший с далекой планеты Криптон, скрывается на Земле, хотя и не раскрывает миру свои сверхчеловеческие способности. Сюжет немного меняется, когда на нашу планету прибывает злой генерал Зод, который решает терраформировать Землю и убить Супермена. Последний, конечно же, предпринимает попытку победить зло.

Сюжет вроде бы схож, но меняется не только атмосфера самого фильма (которая несколько мрачна и угрюма), но и методы действий Супермена, которые на этот раз предполагают борьбу со злом «любой ценой». Характерные сцены схватки супергероя с генералом Зодом связаны с разрушением жилых домов, при этом сам Супермен не слишком заботится о том, чтобы попытаться вывести невинных людей с места столкновения или оттащить своего противника от зданий (что проявляется, например, в случае фильмов Marvel и команды Мстителей). Критики неоднократно указывали на это, однако создатели фильма не допустили здесь ошибки, а попытались представить Супермена в не столь красочном свете, как раньше.

Последующие постановки, посвященные Супермену, также следовали этой тенденции. Через три года после вышеупомянутой постановки появился прорывной фильм с очень говорящим названием «Бэтмен против Супермена», сюжет которого был основан на конфликте двух самых узнаваемых персонажей всей вселенной DC Comics. Согласно названию, два супергероя вступают в конфликт, хотя на самом деле они оба по-прежнему пытаются поступать правильно и стремятся защитить мир от зла, но серьезные расхождения возникают, когда дело доходит до выбора определенного пути, что в конечном итоге приводит к физическому конфликту между двумя героями. Несомненно, в этот момент можно задаться вопросом, не стали ли они оба антигероями в результате вышеупомянутого конфликта. По сути, это столкновение является проявлением слабости обоих героев, поскольку они не используют свой, несомненно, великий дар в правильном направлении, а сосредотачиваются в основном на своих корыстных интересах.

Конфликт в конечном итоге приводит к смерти Супермена, хотя это происходит косвенным образом (Бэтмен не приводит смертный приговор в исполнение). Несомненно, они оба пытаются продолжать следовать своему призванию и бороться со злом, хотя принимаемые ими решения могут привести к победе зла и разрушениям, которых можно было бы избежать, если бы оба героя отбросили свое эго и разрешили конфликт более мирным путем. Между тем, они даже не предпринимают такой попытки, становясь, таким образом, антигероями.